karelia.jpgkolumbia.jpgpooserie.jpgsahara.jpgsayany.jpgudombaj.jpg

Байкал: Сакральные места (Часть 2)

Шаман-камень

 

Шаман-камень — заповедная скала возле озера Байкал, у истока реки Ангара. Является памятником природы Прибайкальского национального парка. Не следует путать его, Шаман-камень, лежащий у истока Ангары, и мыс Скала Шаманка на острове Ольхон.

С древности Шаман-камень наделяли необычной силой. По верованиям жителей Приангарья, Шаман-камень был местом обитания хозяина Ангары, Ама Саган Нойона. Здесь молились и проводили важные шаманские обряды, также привозили преступника и оставляли его на камне. И если ночью воды Байкала его не смывали, то преступника оправдывали.

Легенда об этой скале гласит, что Байкал хотел отдать свою дочь, красавицу Ангару, замуж за молодого воина по имени Иркут (один из притоков Ангары). Но Ангара влюбилась в другого богатыря, Енисея, и убежала к нему. Рассерженный отец бросил вслед дочери огромную скалу — Шаман-камень. Шаман-камень был упомянут в песне «Плач» Константина Кинчева, лидера группы «Алиса».

После строительства Иркутской ГЭС уровень воды в истоке Ангары поднялся, и сейчас в хорошую погоду можно увидеть лишь самую вершину легендарной скалы Шаман-камень, выступающую из воды на 11,5 м.

Инженеры Гидроэнергопроекта предлагали разрушить скалу направленным взрывом, создав проран в истоке Ангары, так как Шаман-камень ограничивает объём её стока и горизонт сработки водохранилища. Это ограничение влияет на пропускную способность истока и, следовательно, на расход воды Иркутской ГЭС, особенно при низких уровнях Байкала. Создание прорана глубиной 25 м позволило бы за 4 года направить в Ангару около 120 км³ воды и выработать дополнительно 36 000 000 000 кВт·ч. При этом увеличился бы полезный объём водохранилища, позволив осуществлять многолетнее регулирование расхода воды. Однако в последующие годы предполагалось восстановить исходный уровень Байкала, сократив расход воды через ГЭС. С учётом ввода новых электростанций Ангарского каскада, это привело бы к потерям в выработке электроэнергии, превышающим первоначальный выигрыш. Помимо этого, понижение уровня воды причинило бы существенный ущерб экологии, сельскому хозяйству, рыбному промыслу. По причине указанных недостатков, а также протестов общественности данный проект остался нереализованным. Сибирские учёные и писатели опубликовали в октябре 1958 года открытое письмо-протест «В защиту Байкала» в «Литературной газете».

 

Ушканьи острова

 

Ушканьи острова — небольшой архипелаг со скалистыми берегами в средней части озера Байкал недалеко от полуострова Святой Нос (Бурятия), представляющий собой вершины подводного Ушканьего порога или Академического хребта.

Острова сложены, главным образом, древними (докембрийскими) кристаллическими известняками. В состав архипелага входят 4 острова:

Большой Ушканий остров или Большой Ушкан - площадь 9,4 км², наибольшая высота над уровнем Байкала — 216 метров, и Малые Ушканьи острова: Долгий (1,25 км в длину), Тонкий (высота - 17 метров над уровнем Байкала) и Круглый. Покрыты лиственничным лесом. На берегах — лежбища байкальской нерпы.

Влияние человека на острова минимально, они входят в состав Забайкальского национального парка. Для посещения Ушканьих островов требуется разрешение на высадку.

 

Мыс Хобой

 

Мыс Хобой (бур. – клык, коренной зуб) - самый северный мыс на острове Ольхон. Эффектная столбовидная скала, напоминающая внешне острый клык, со стороны моря, имеет ярко выраженное сходство с профилем женской головы с бюстом, как на древних греческих галерах с востока и запада.

Местное название скалы - Дева. Существует бурятская легенда, согласно которой это - окаменевшая бурятка, просившая у тэнгриев из зависти к мужу такой же дворец, как и пожалованный её мужу. Тэнгрии со словами: «Покуда на земле будет зло и зависть, будешь камнем» - превратили её в скалу.

Мыс Хобой избран сейчас различными духовными школами для места медитаций. На его северной стороне эти «представители» не постеснялись наследить, оставив на самом видном месте рериховский знак - красный круг с трёмя точками внутри. Но истинный, сокровенный знак острова совсем не этот. Как символ шаманских сказаний на северной грани монолитной скалы, не просматриваемой с суши и обрывающейся в воду, на недоступной для человека высоте, сложены в расщелинах мыса два огромных орлиных гнезда. По бурятским легендам, первым, кто получил шаманский дар, был сын грозного хозяина-духа острова Ольхон, живший в образе белоголового орла. Почитание этой птицы как духа острова сохранилось до наших дней.

С мысом Хобой связана легенда о драконе, который, пролетая над священным озером, обронил свой клык. Упав на Хобой, клык мифологического животного ушёл глубоко в землю, оставив в очертаниях острова характерный след. Некоторые учёные предполагают, что это предание связано с воспоминаниями о падении некоего космического тела (возможно, небольшого метеорита), случившемся много тысяч лет тому назад. Именно такая локальная катастрофа и могла стать причиной сильной геомагнитной активности, проявляющейся в этой части Ольхона. Парапсихологи, часто посещающие Хобой, отмечают в районе мыса постоянный мощный выход астральной энергии, что сопряжено с многочисленными случаями появления здесь призрачных субстанций. Местные жители уверяют, что иногда на мысе можно встретить духов своих умерших предков или даже увидеть собственные прежние воплощения. Особую известность получил дух Белого шамана, выходящего из вод Байкала. Считается, что увидеть духа - к большой удаче.

Место примечательно многоголосым эхом, которое отражается от монолитной скалы. Встречаются здесь редкие и реликтовые травы. Зимой можно осмотреть гроты, сказочно украшенные наплесковым льдом и прозрачными сосульками. Находятся они на уровне уреза воды, их входы ориентированы на север. В скалах, на уровне воды, на мысе, имеются гроты длиной до 22 метров, осмотреть их можно только зимой со льда.

 

Мыс Рытый

 

Мыс Рытый расположен на западном берегу Байкала, напротив самого широкого места озера. Для местного населения это место является священным и запретным для посещений. Ни под каким предлогом, ни один из аборигенов не соглашается высаживаться здесь на берег. Некоторые считают, что на этом месте когда-то был древний город, о чём свидетельствует искусственная каменная стена. Другие говорят о повышенном радиоактивном фоне. До сих пор на Рытом соблюдаются старинные запреты: нельзя рубить дерево, стрелять зверя, иначе будет обеспокоен местный дух.

Кроме рассказов очевидцев о необычных явлениях нет никаких реальных научных инструментальных наблюдений. Существует только устоявшееся народное поверье, что это место было проклято и в результате стало опасным для здоровья, находившихся здесь людей. Но, как известно из пословицы «нет дыма без огня», на мысе Рытом до сих пор происходит, что-то необъяснимое, но природа этого воздействия остаётся до сих пор не понятной для людей.

С. Волков в книге «О Байкале» рассказывает: «Из опросов местных жителей стало понятным, что наибольшее количество так называемых неопознанных светящихся объектов наблюдается в районе мыса Рытый. Здесь неоднократно регистрировались яркие светящиеся изнутри шары, плавно уплывающие вглубь ущелья, и загадочные блуждающие огни. Оказалось, что иркутские уфологи знают об этом месте и уже на протяжении нескольких лет регулярно специально ездят на мыс Рытый. У них даже, якобы, есть киноплёнка с записью светящихся объектов, но делились они этой информацией крайне скупо и неохотно. Либо, что-то знают и не хотят говорить, либо говорить не о чем.

Самый яркий случай, со слов А. Бурмейстера, произошёл с местным охотником, который испытал панический страх и зимой в лёгкой одежде убежал из зимовья на мысе Рытый, когда после появления светящегося НЛО, кто-то невидимый, проскрипев по снегу, проник в зимовье и стал поднимать поочерёдно предметы в воздух. Каких-либо объяснений своему поведению и рассказанному охотник впоследствии вразумительно дать не мог.

Существует гипотеза о возможном взаимодействии энергии земли в местах разломов с солнечной энергией, которая особенно отчётливо проявляется в годы наивысшей активности солнца. По наблюдениям уфологов, необычные световые явления подвержены закону цикличности и наиболее регулярно возникают в середине лета, в период наиболее высоких температур и наибольшего времени солнечной радиации. В этот период можно наблюдать в небе отчётливые тени от облаков и наиболее высока вероятность наблюдения светящихся НЛО.

Оперяющий разлом ущелья реки Рита, хорошо выраженный в рельефе, проходит практически перпендикулярно байкальскому рифтовому разлому. Наносы мыса Рытый находятся на самом краю подводного обрыва, каждый шаг от берега глубина увеличивается на метр. Крутизна подводного склона здесь превышает 45°. Каждую зиму от мыса Рытого на льду возникает сложная сеть становых трещин. Это одно из наиболее опасных на Байкале для ледовой проводки автомашин место. Сочетание оперяющего разлома реки Рита и глубоководного рифтового байкальского разлома могут быть причиной аномалий этого места.

В настоящее время нет возможности однозначно объяснить феномен мыса Рытый. Ни одна из существующих теорий: живого биополя Земли, уфологических пришельцев из НЛО, четвёртого измерения или теллурического излучения разломов не даёт ответа на вопрос, почему мыс Рытый был проклят, и почему это проклятие действует до сих пор?».

В сентябре 2005 года экспедиции «Байкал-2005: Великий Русский Треугольник», которая была организована по инициативе журналиста Андрея Полякова, удалось исследовать мыс Рытый, где были найдены древние артефакты: система туров (каменных пирамидок), остатки древней стены, а также фрагменты керамики II-III тысячелетия до нашей эры.

Осколки керамики были найдены внутри древней стены ручной кладки, которая является частью сложной системы, расположенной на Рытом. Местные исследователи окрестили её «Байкальским Стоунхенджем» по аналогии с британским мегалитическим памятником.

- Сейчас я уже нисколько не сомневаюсь, что каменная система Рытого принадлежит к так называемым погоризонтным обсерваториям, - прокомментировал находки Андрей Поляков. – Выводы археологов наглядно дают понять, что мы имеем дело с довольно древней и высокообразованной цивилизацией, которая существовала в разных концах земли 5000 лет назад. Ещё один ключ к разгадке сооружений Рытого лежит прямо на поверхности мыса. Три стрелы из камней ориентированы на Восток, также как и в других подобных обсерваториях, ориентированных по точкам солнцестояния. Причём происходила постоянная корректировка на определённую точку азимута. Здесь астроархеологи могли бы применить метод Норманна Локьера, описанный им ещё в 1894 году. И сопоставив угол отклонения оси земли с точками ориентации каменных стрел можно определить истинный возраст каменной системы Рытого».

 

Скала Шаманка

 

Одно из самых загадочных байкальских мест - скала Шаманка, расположенная на мысе Бурхан (также Шаманский мыс, Пещерный мыс), в средней части западного побережья острова Ольхон. Мыс находится на территории Прибайкальского национального парка, вблизи мыса расположен посёлок городского типа Хужир с населением 1300 жителей — самый крупный посёлок на острове Ольхон. В настоящее время мыс имеет статус государственного природного и исторического памятника. Название мыса «Бурхан» появилось после проникновения в Прибайкалье в конце XVII века тибетского буддизма, отчасти заменившего шаманизм. Словом «Бурхан» буряты-буддисты стали называть главное божество Байкала. А мыс Бурхан со сквозной пещерой в Шаман-скале считался его обиталищем.

Тот факт, что мыс скала Шаманка далеко вдаётся в Байкал, соединяясь с берегом лишь низким и узким перешейком, дал основание отнести его к мысам «островидного типа». Он сложен кристаллическими известняками с прожилками кварца, а примыкающий берег — гранитовой породой, перемежающейся с роговообманковым гнейсом. Перешеек мыса покрыт наносом и переходит в луговое, травянистое прибрежье соседней бухты.

Двухвершинная скала сложена мрамором и доломитизированным известняком, местами изобилующим блестками графита. Поверхность скалы покрыта яркими лишайниками красного цвета. Высота ближней к берегу части скалы — 30 м, высота дальней части — 42 м. В ближней к берегу части скалы находится сквозная извилистая Шаманская пещера. Она образовалась в процессе выветривания и размыва известняковых пород. Длина хода пещеры около 12 м, ширина от 3 до 4.5 м, высота от 1 до 6.5 м. Вход в пещеру возможен с двух сторон — с северо-восточной и западной. Наиболее удобен вход с западной стороны, где имеется предпещерная площадка. Узкий поднимающийся ход выводит из пещеры на восточную сторону скалы. В пещере имеются боковые коридоры и узкая продушина. С западной стороны на поверхности дальней части скалы имеется природный выход коричневой породы, который выглядит как изображение дракона.

Шаманская пещера была наиболее почитаемым святым местом на Байкале, которому приносили жертвы и давали обеты со времени появления первых шаманов. С пещерой внутри скалы связано древнее бурятское предание о вожде тенгриев - народа небожителей - хане Гута-Бабае. Согласно легенде, спустившись на землю, хан Гута-Бабай взял себе в жёны самую красивую девушку из человеческого племени и поселился с ней в своём дворце, устроенном в пещере скалы Шаманка. От союза вождя небожителей и земной женщины пошёл род Великих шаманов, которые распространили священные знания тенгриев по всему миру.

После распространения среди бурят тибетского буддизма пещера почиталась также и бурятами-буддистами. Ранее в пещере проходили шаманские обряды, а после в ней находился алтарь Будды. По свидетельствам жителей посёлка Хужир, расположенного неподалёку от мыса Бурхан, на протяжении столетий пещеру посещали шаманы многих народов, населявших древнюю Сибирь. Жрецы языческих религий проводили в пещере ритуалы, связанные с очищением родовой кармы и снятием проклятий; впадая в транс, получали возможность созерцать картины прошлого и будущего. В древности на мысе скала Шаманка совершались культовые жертвоприношения духу-хозяину острова Ольхон, который, по верованиям бурят-шаманистов, обитал в пещере мыса. Хозяин Ольхона был самым грозным и почитаемым божеством Байкала. Рядом с мысом в священной роще сжигали и хоронили шаманов. В местном краеведческом музее находятся шаманские предметы, собранные на пепелищах в этой роще.

Священная Шаман-скала со сквозной пещерой, куда имел право доступа только шаман, долгое время оставалась запретной, приближаться к ней и проходить сквозь неё никому не разрешалось. Первые исследователи Байкала в XVIIIXIX веках отмечали, что пещера на мысе скала Шаманка вызывает «особенно суеверный ужас всех прибайкальских бурят; обычай приносить жертвы и давать обеты произошёл от этой скалы. Нигде буряты не приносили в таком изобилии жертвы, как у беломраморной скалы Шаманка. От этих обычаев сохранилось множество интересных преданий».

Известный российский учёный В.А. Обручев, исследовавший Байкал, писал по этому поводу: «…но всего замечательнее суеверный страх, который ольхонские буряты питают к пещере. Мимо Шаманской скалы нельзя проезжать на колёсах, а только верхом или в санях, почему в летнее время сообщение между западной и восточной частями Ольхона производится только верхом, да и то в редких случаях, так как буряты вообще неохотно ездят мимо пещеры; кроме того, в том случае, если в одном из родов есть покойник, членам этого рода, то есть целой половине острова, запрещалось проезжать мимо пещеры в течение известного времени; по этой причине мой проводник — бурят из Долон-аргуна довёл меня до Хужира и вернулся назад, я же проезжал с другим крещёным бурятом мимо пещеры до улуса Харанцы и здесь взял другого проводника; на обратном пути было то же самое».

Женщинам запрещалось приближаться к мысу, и они обходили это место за две версты. Запрет для женщин проходить сквозь пещеру, по одной версии, связан с убеждением древних людей, что присутствие «нечистых и греховных» женщин могло осквернить чистоту священного места. По другой версии, этим запретом оберегали женщин, так как считалось, что посещение пещеры может осложнить роды — и потомства не будет.

На Шаманском мысе ольхонские буряты давали клятвы, чтобы снять ложное обвинение или отстоять свою честь, обещания об исполнении долга. Сюда приезжали бездетные буряты из разных регионов с просьбой о даровании детей.

Пещера почиталась также и хоринскими бурятами. Это почитание, по-видимому, следует сопоставить с известным преданием о первоначальном происхождении бурят-хоринцeв с острова Ольхон. Очевидно, что почитание пещеры у хоринцев появилось с очень древних времён, ещё до распространения в Прибайкалье тибетского буддизма.

В старину в Шаманской пещере находилась буддийская молельня, в которой были расставлены разнообразные медные, бронзовые и серебряные фигурки буддийских божеств, бумажные и из ткани иконы, курительные свечи и различные жертвенные принадлежности. По свидетельству посетителей пещеры в 1902 году, в ней находились подвешенные буддийские иконы на полотне, медные чашечки и курительные свечи. На камнях кругом пещеры лежали медные монеты и куски синей ткани с надписями благопожеланий.

По рассказам старожилов, в первом десятилетии XX века для молебствия около скалы приезжали сотни лам из дацанов Забайкалья. Ламы говорили, что в пещере мыса живёт монгольский бог, переселившийся из Монголии в незапамятные времена, ища спасения; что ламы из всех 34 действующих в Бурятии дацанов обязательно приезжают сюда молиться.

На самом мысе скала Шаманка и поблизости сделано много археологических находок. Шаманская пещера впервые осмотрена и описана И.Д. Черским в 1879 году. Позднее в ней были найдены монеты XVIII века, а в 1989 году проведены основательные раскопки и найдены предметы, относящиеся как к недавним временам (XVIIXIX веков), так и к эпохе неолита (VIII тысячелетие до н. э.). Часть находок хранится в Хужирском музее.

Ещё больше археологических находок сделано во время раскопок на перешейке, соединяющем мыс скала Шаманка с островом. Здесь были найдены стоянка древнего человека, больше десятка захоронений, относящихся к эпохам неолита и бронзового века, и множество предметов: нож и топор из нефрита, наконечники стрел, фрагменты керамики, предметы из камня, кости, железа, бронзы, золота и другие.

По свидетельствам И.Д. Черского в 1879 году и П.П. Хороших в 1924 году, на скалах мыс скала Шаманка, обращённых в сторону Хужира, существовали тибетские надписи (XVIII—XIX веках), следы их ещё можно было обнаружить в 50—60-е годы XX века. К настоящему времени надписи не сохранились.

В одной из щелей пещеры в 1952 году П.П. Хороших была найдена небольшая пластинка из шиферного сланца с вырезанным на ней изображением женщины-шаманки. Подобные изображения шаманок известны на скалах Байкала в местности Саган-Заба и в бухте Ая. К востоку от входа в пещеру в 1953 году П.П. Хороших обнаружил наскальный рисунок, который он считал изображением бубна. На рисунке изображён вытянутый овал, внутри которого горизонтально прочерчена линия, ещё две наклонные линии изображены снаружи овала, справа и слева. Время, когда изображение появилось, установить не удаётся.

Ещё один рисунок найден А.В. Тиваненко в начале 1980-х годов. Рисунок, на котором изображён шаман с бубном в правой руке и колотушкой в левой, выполнен красной охрой и находится в 5 метрах левее главного входа в Шаманскую пещеру. Время появления этого рисунка также определить не удалось.

Около Шаманской пещеры на скалах сохранились древние надписи на тибетском и монгольском языках. Ранее около входа в пещеру имелись изображения буддийских божеств, нарисованные белой краской. Была ли обитаема Шаманская пещера, установить трудно, потому что земля со дна пещеры ещё в глубокой древности была выброшена ламами при сооружении в пещере молельни. Однако возможно, что первобытный человек находил в пещере временный приют, так как рядом, на дюнной стоянке, найдены остатки культуры неолита. В 150 метрах на восток от Шаманской пещеры на скале из белого мрамора сохранились изображения шаманских бубнов, высеченные людьми ранней поры железного века. За последние годы эти изображения частично были разрушены при разработке белого мрамора для выжигания извести.

Шаман-скала одна из девяти святынь Азии (ранее именовалась «камень-храм»), стала одним из самых знаменитых образов Байкала: без её изображения не обходится ни один фильм или фотоальбом о Байкале.

 

Мыс Богатырь

 

Большой притягательностью для служителей шаманских культов с незапамятных времён обладает Богатырь - мыс самого крупного байкальского острова Ольхон.

Старинное название мыса - Огненный - связано с тем, что первые русские путешественники, приплывшие к острову в конце XVI века, неожиданно увидели огромный столб огня, взметнувшийся перед ними из байкальских вод к небу. Огненная стена, будто не пускала иноземцев на священную землю острова. Подобное явление на мысе время от времени отмечалось и позже. В середине 90-х годов XX века с необъяснимой стихией столкнулись члены красноярской этнографической экспедиции.

Этнограф Ирина Квасцова позже вспоминала, что зрелище переливавшегося оранжево-голубыми оттенками огненного вала было настолько завораживающим, что исследователи в какой-то момент потеряли ощущение времени и пространства. Многие участники экспедиции после признались, что в те мгновения явственно испытали чувство полёта, будто их тела стремительно уносились ввысь, туда, куда бил загадочный пучок света...

Со слов бурятского шамана Уирбека известно, что на мысе Богатырь принято проводить ритуалы, связанные с заклинанием стихий силы: огня, ветра и воды. Вплоть до первой четверти XX века среди вождей и старейшин местных племён и селений было принято приносить на мыс новорожденных младенцев мужского пола. Считалось, что, попав в это место, будущий вождь или воин обретает особую физическую и духовную силу и получает долголетие.

 

Озеро Шара-Нур

 

Неподалёку от Байкала, по пути к пади Ташкинэй, окружённое дремучим лесом и сопками, расположено небольшое озеро Шара-Нур, что в переводе с бурятского означает «Жёлтое озеро». Подобное название оно получило за мутный цвет воды, чрезвычайно насыщенный сероводородом. По этой причине в наши дни водоём привлекает людей, страдающих заболеваниями суставов. Говорят, недуг бесследно проходит после нескольких купаний больного в водах Шара-Нура. В прежние же времена местное население боялось погружаться в озеро, так как верило, что в нём обитает гигантский жёлтый змей - Шара-Каая.

Местные легенды гласят: когда-то в этих краях жил смелый богатырь, который прогневил злого духа Эркина, не уступив ему в жёны свою красавицу сестру. В наказание злой дух превратил богатыря в огромного змея, повелев ему вечно жить в водах озера и питаться падалью озёрной да человечиной. Считается, что именно поэтому в Шара-Нуре никогда не находят тел утопленников - их поедает Шара-Каая. Правда, по предположению учёных, Шара-Нур, расположенный более чем на 100 метров выше уровня моря, соединён с Байкалом сетью подземных туннелей, через которые вместе с вытекающей водой и уходят тела утопленников. Однако и в наши дни местные охотники и рыболовы утверждают, что иногда слышат доносящиеся из мутных вод звуки, похожие на рычание неведомого гигантского существа.

В третьей части статьи мы расскажем легенды, тесно связанные с Байкалом, Духами и народами, населяющими этот регион.

При составлении статьи использованы публикации:
1. "Шаман-камень" (материал Википедии)
2. "Ушканьи острова" (материал Википедии)
3. "Скала Шаманка (мыс)" (материал Википедии)
4. "Сакральные места Байкала" (материал Фонда содействия сохранению озера Байкал)

Программа "Легенды Байкала" из цикла передач "Необъяснимо, но факт":

© СВОБОДА ПУТЕШЕСТВИЙ